Стрейч-пленка на российском рынке упаковочных материалов

Среди всех упаковочных материалов, предлагаемых сегодня на российском рынке, быстрее всего развивается сегмент, представленный различными видами стрейч-пленки. Производственные мощности, существующие в настоящее время, дают возможность производить ежегодно около 114 тысяч тонн стрейч-пленки. А неполных 10 лет назад производство ее в России находилось на уровне 700 тонн. То есть, за это время объемы производства выросли более чем в 150 раз. Такого роста производства не знал, пожалуй, ни один другой материал. Однако в настоящее время рынок достаточно близок к насыщению, и темпы роста производства стрейч-пленки существенно замедлились. Многие российские производители сегодня ищут рынки сбыта своей продукции за пределами страны.

Одним из крупнейших производителей стетч-пленки в настоящее время является компания Пимас.

Импорт стрейч-пленки

Даже в условиях, когда производство стрейч-пленки в течение многих лет росло исключительно быстрыми темпами, объемы импорта данной продукции в Россию оставались довольно высокими. Они росли в год примерно на 20%. Но в конечном итоге насыщение рынка отечественной продукцией, а также кризисные явления в экономике приводят к тому, что импорт стрейч-пленки постепенно уменьшается.

Если провести детальное исследование тенденции импорта стрейч-пленок, выявляется интересный факт: рост импорта в денежном выражении примерно в два раза опережает его рост в натуральном выражении. Другими словами, цена на импортную стрейч-пленку постоянно растет.

Основными поставщиками стрейч-пленки в Россию являются предприятия Финляндии, Украины и Германии. При этом основную часть импортной продукции поставляет Украина – на ее долю приходится почти 50% всего импорта стрейч-пленки. Интерес представляет тот факт, что производство гибких упаковочных материалов в целом в Украине развито в недостаточной степени, и по другим видам упаковочной продукции Украина не может обеспечить даже собственные потребности. А вот импорт украинской стрейч-пленки в Россию не только составляет значительные объемы, но и постоянно увеличивается.

Среди остальных импортеров можно назвать Польшу, Литву и Израиль.

Основные потребители импортной стрейч-пленки – это Москва и Санкт-Петербург. Это связано с тем, что требования к внешнему виду товаров в условиях жесткой конкуренции, которая наблюдается в этих городах по многим видам продукции, особенно строгие. Кроме того, покупатель в этих городах менее консервативен и с интересом приобретает товары в новой оригинальной упаковке. Москва потребляет около 71% всей импортной пленки, Санкт-Петербург – около 10%. При этом потребление пленки в Москве растет довольно быстрыми темпами. Отчасти это можно объяснить тем, что здесь ведут свою деятельность крупные оптовые компании, которые затем продают пленку в регионы.

Наряду с Москвой и Санкт-Петербургом, крупными потребителями импортной стрейч-пленки являются Московская, Пермская и Калининградская области.

Финансовый кризис несколько изменил ситуацию с импортом стрейч-пленки в Россию. В октябре прошлого года началось резкое сокращение импорта, и, скорее всего, эта тенденция сохранится и в дальнейшем. Впрочем, даже без влияния кризиса сокращение импорта, скорее всего, произошло бы рано или поздно, так как внутреннее производство в состоянии удовлетворить требования потребителей.

Экспорт стрейч-пленки

Стрейч-пленки экспортируются из России в очень незначительных объемах. И это неудивительно, ведь производство этого упаковочного материала находится пока в стадии развития, производимая продукция успешно реализуется на внутреннем рынке, потребности которого полностью покрываются только при наличии ввоза стрейч-пленки из-за рубежа. В этих условиях отечественным производителям нет необходимости искать дополнительные рынки сбыта.

В течение последнего десятилетия потребление стрейч-пленки росло более высокими темпами, нежели ее производство. Поэтому объемы экспорта российской стрейч-пленки совсем невелики. Основной ее потребитель – Казахстан. Доля его в экспорте российской стрейч-пленки составляет сегодня около 74%. Остальная стрейч-пленка поставляется в различные страны в небольшом количестве в виде эпизодических поставок.

Перспективы российского рынка стрейч-пленки

На фоне других гибких упаковочных материалов производство стрейч-пленки растет самыми быстрыми темпами. По мнению специалистов компании Пимас, это связано, прежде всего, с растущим спросом на данный вид упаковки. Спрос этот порождается развитием различных отраслей производства, переходом их на более современные стандарты упаковки, а также повышением требований к внешнему виду выпускаемой продукции и условиям ее транспортировки.

Потребление стрейч-пленки в последние несколько лет росло высокими темпами, увеличиваясь, каждый год примерно на 15%. Это вдвое превышает показатели европейских стран. Рост рынка наблюдался в основном благодаря росту производства пленки. Этого роста удалось достичь введением в строй новых производственных мощностей, а также модернизацией существующих производств. При этом рост производства стимулировался ростом потребления, в основном за счет предприятий пищевой промышленности.

Во многих областях, где могла бы применяться стрейч-пленка, пока используется термоусадочная пленка. Это связано, прежде всего, с невысокой ценой последней: термоусадочная пленка примерно в полтора раза дешевле, чем стретч. Высокая цена на стрейч-пленку объясняется тем, что для ее производства используется импортное сырье. Однако стоит принять во внимание, что использование стрейч-пленки дает до 30% экономии. Хорошей новостью явилась информация о том, что некоторые российские производители планируют наладить производство линейного полиэтилена. Небольшие пробные партии уже появились на рынке. Если российские предприятия начнут производство сырья в массовых масштабах, это позволит снизить цены на стрейч-пленку. В этом случае, возможно, большинство предприятий, использующих сегодня термоусадочную пленку, отдадут предпочтение стрейч-пленке. Среди таких предприятий наш партнер, производственная компания "Мос-мебель".

В 2008 году на рынке стрейч-пленки сложилась ситуация, которую можно было бы охарактеризовать как насыщение рынка. В этих условиях некоторые производители даже начали искать новые рынки сбыта за рубежом. Но экономический кризис, затронувший российскую экономику, оказал определенное влияние и на рынок стрейч-пленки, что стало особенно заметным в конце прошлого года.

Скорее всего, в ближайшее время объем импорта стрейч-пленки начнет сокращаться, и причин этому две. Во-первых, рынок в значительной степени насыщен отечественной продукцией, а во-вторых, в связи с кризисом наблюдается девальвация рубля, что увеличило цену на импортную стрейч-пленку. Так как рынок в настоящее время близок к насыщению, отечественные производители стрейч-пленки в ближайшее время начнут активно искать внешние рынки сбыта.